Этим проектом музей, можно сказать, открыл у себя юбилейный год Марка Шагала. Скоро 130 лет со дня рождения гения, чей дух по-прежнему «парит над городом».

Директор музея, в котором 20 лет назад состоялся первый в Беларуси вернисаж Шагала, сегодня вспомнил о своих первых шагах в искусстве. Это было в 70-х, когда Прокопцов поступил на тогда популярный худграф (факультет Витебского института). Сейчас выставить что-то «от себя» воспитанник «старой школы» скромно отказался, кураторы просили.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Віцебская мастацкая школа заслугоўвае свайго належнага асэнсавання і сваёй належнай адзнакі. У нас былі такія выкладчыкі, як Анцімонаў, Клікушын, якія былі паслядоўнікамі тых гадоў, 20-х, яны прынялі эстафету».

Дипломированный учитель черчения и рисования, передает ОНТ, само собой, обучался гравёрному делу. Эту работу (см. видео – прим. ред.), как признался Прокопцов, создал на линолеуме, взятом из запасов общежития. Дефицит – синоним эпохи «застоя», а также расцвета отечественного линорита. Сегодня в экспозиции около полусотни образцов высокой печати (включая ксилографию).

Под выставку выделена так называемая переходная галерея Национального художественного, которая соединяет старый и новый корпуса музея. Это весьма символично, когда речь идёт о том, что зародилось в начале ХХ века в «Северной столице» и до сих пор заметно не только в Беларуси.

«Старый Витебск» – этот сюжет есть в творениях, знавших лично Шагала графиков Минина, Гарбовца, Ахола-Вало, Юдовина, конечно. Стальной инструмент – штихель – мэтра модерна, а ещё авторскую гравёрную доску доставили из музея в ратуше. 

С 59-го (года открытия худграфа) работы отличников, доцентов и профессоров передают в собрание эстампной мастерской ныне Витебского государственного университета. Сегодня не без сожаления говорят: графика не так востребована (коммерчески), как, например, «масло». Одна надежда на студентов-энтузиастов.

Михась Цыбульский, куратор выставки «Витебская школа гравюры»: «Сёння лінарыт становіцца адной з такіх актуальных тэхнік, якая развіваецца на прасторах усёй Заходняй Еўропы. Вельмі шмат мастакоў звяртаюцца дя яе, не ведаючы гісторыі».

Заполнить «белые пятна» кураторы попытались также с помощью частных коллекций. Стоит поспешить. Экспозиция будет открыта меньше месяца. А музей уже ведёт переговоры с коллегами из Ниццы – ожидаем гравюры, принесшие славу Шагалу и всей витебской школе.

Фота: ОНТ

Поделиться ссылкой: