В студию были приглашены кандидат политических наук Алексей Якубин и политический эксперт Янина Соколовская.
Янина СОКОЛОВСКАЯ:
– Это большая трагедия, сейчас трудно придти в себя и точно оценить ситуацию. Некоторые даже ищут в гибели Павла Шеремет параллели с Георгием Гонгадзе, основателем интернет-ресурса «Украинская правда», в котором работал Павел. Алена Притула, гражданская жена Шеремета, также работала там вместе с Гонгадзе (она совладелица и директор ресурса. – Е.М.). Многие параметры этих историй сходятся – особенно в трагическом финале.
Специалисты рассматривают версию причастности к гибели журналиста украинских праворадикалов. Дело в том, что уже больше недели у нас обсуждается история о том, как представители интернет-ресурса «Украинская правда» встречались с российским олигархом Григоришиным. Никто не знает, о чем они говорили: то ли думали, как новую партию создавать, то ли как «Укрправду» спонсировать. И, якобы, это не понравилось праворадикалам, возмутило бывших ветеранов АТО…
Алексей ЯКУБИН:
– Последние несколько дней в обществе активно обсуждалась эта тема: журналист из «Укрправды» встречался в одном из ресторанов с российским олигархом (хотя ресурс долгое время позиционировал себя как антиолигархическое издание). И вот на этом фоне происходит гибель Павла Шеремета, работающего в «Укрправде»…
Но хочу обратить ваше внимание на один важный политический подтекст в этой трагедии. Он связан с тем, что у нас есть противостояние между президентом Петром Порошенко и министром МВД Арсеном Аваковым. Министр один из самых влиятельных людей в правительстве. Но Порошенко очень бы хотелось, чтобы Аваков ушел из правительства. Последнее время активизировалась критика в адрес министра в контексте реформирования правоохранительных органов. И сейчас я предвижу попытку обвинений Авакова: мол, убийство стало возможным, потому что так провели реформу, что уровень раскрываемости уголовных преступлений упал до 10 процентов. Что органы абсолютно не работают, что в прошлом году погиб Алесь Бузина – убийство до сих пор не расследовано. Плюс у нас участились нападки просто на журналистов… Громкое убийство Шеремета – яркий показатель провальной работы Авакова. И, таким образом, он должен уйти.
Команда Авакова тоже готова предъявить обвинения, сказать: смотрите, при Ющенко журналистов так нагло, цинично, демонстративно в центре города не убивали. Сказать, что Павел Шеремет – это Гонгадзе времен Порошенко. Есть такая попытка со стороны антипрезидентски настроенных политиков.
Дестабилизирует ли убийство журналиста Шеремета обстановку в украинском обществе?
Янина Соколовская:
– Дестабилизация зависит от того, кто и как будет раскачивать ситуацию. Если будет массированный информационный вброс не только в центральные СМИ, но и в региональные – о том, что Порошенко или Аваков – убийцы, что герои АТО уже не герои, а убийцы – то, безусловно, это может спровоцировать некую дестабилизацию.
Алены Притула сейчас ничего не комментирует. И ее, на самом деле, пока никто не беспокоит, потому что понимают некую бесполезность звонков. Единственный вопрос, на который бы хотелось иметь ответ: была ли у Шеремета в Киеве своя машина? Всегда ли он ездил на машине Алены или не всегда?
Алексей Якубин:
– Пока ситуация показывает, что ключевые игроки на политическом поле не могут до конца понять, что будет дальше, как будет дальше раскручиваться ситуация с гибелью Шеремета – ведь есть еще международный фактор. Реакция западных партнеров точно будет не позитивная: убийство журналиста посреди столицы – это на самом деле большая репутационная потеря для украинской власти. Власти, которая приходила к управлению государством под лозунгами свободы слова…
Тем не менее, я думаю, что если бы убийство журналиста имело целью политическую дестабилизацию страны, то уж, конечно, выбрали бы не персону Павла Шеремета. Он был хорошим профессионалом, но не резонансным журналистом. Тем более сейчас, в июле, когда в украинской политике мертвый сезон. Впрочем, в дальнейшем мы увидим, будет ли убийство использовано как политическое оружие, будет ли «дело Шеремета» превращено в «дело Гонгадзе». Гонгадзе ведь тогда тоже не был самым влиятельным журналистом, а «Украинская правда», где он тоже, как и Шеремет, работал вместе с Аленой Притулой, была тогда вообще малоизвестным ресурсом. Именно «дело Гонгадзе» позволило ресурсу раскрутиться.
Поделиться ссылкой:
Падтрымаць «Народную Волю»
Добавляйте издание «Народная Воля» в избранное на Яндекс-Новости!