В нашей жизни постоянно происходят какие-то перемены. Иногда к лучшему, иногда наоборот. Насущной и злободневной темой, обсуждаемой сегодня в коллективах Государственного ансамбля танца Беларуси, в Государственном народном хоре Беларуси  им. Г. Цитовича, в Государственном хореографическом ансамбле “Хорошки” и в Белорусском государственном ансамбле “Песняры” является анонсированная Министерством культуры реорганизация, связанная с вливанием вышеперечисленных коллективов в структуру Белорусской государственной филармонии, а следовательно с изменением статуса организаций, условий труда, и содержания.

Вообще-то мысли о том, пишет Sputnik, стоит ли вообще финансировать национальное искусство, периодически обсуждаются на разных уровнях. Мол, время и так не простое, а тут еще культура, со своими проблемами… нужно ли все это сегодня вообще? Дескать, скучновато, блекло и не соответствует глобальному мейнстриму. Коль не можете самоокупаться, не собираете большие спортивные арены, так и не претендуйте на место под Солнцем.

То ли дело группа “Ленинград”! Фурор в “Минск-арене”! А то, что главным ее “творческим достижением” является ненормативная лексика, дело десятое… деньги не пахнут.

Остро необходимыми мы становимся лишь когда где-то за рубежом нужно показать что-то такое, чего там нет. При всем уважении к классической музыке и балету мы знаем, что Моцарт и Чайковский трактуются и исполняются приблизительно одинаково и в Пекине, и в Лондоне, и в Будапеште. А вот нечто штучное, присущее только нам, живет только в национальных коллективах.

Для нас основным лейтмотивом последних десятилетий стал следующий: ” Что за Песняры, и какие?”

Всем известно, что тема “клонирования” стала главной в современной истории “Песняров”. Началась она еще при жизни Владимира Мулявина и сопровождалась различной юридической чехардой до тех пор, пока мы не “отвоевали” права на общеизвестный товарный знак в России, Украине и других странах мира, где эта тема еще актуальна. На все мероприятия по защите прав ушло семь лет! Теперь товарный знак принадлежит государственному коллективу бессрочно! О том, чего стоило все это, можно написать целый роман. Так вот, при смене статуса и собственника, в лице филармонии, всю эту процедуру придется повторить!

Любой, кто сталкивался с регистрацией товарных знаков за рубежом, понимает масштабы проблем, связанных с этим процессом.

Нужно отметить, что в последнее время, заниматься концертной деятельностью крайне непросто.

Каждый концерт, дается в буквальном смысле, потом и кровью. Причиной является трансформация зрительского интереса в сторону, противоположную музыкальным тонкостям, к группам, проповедующим анархический нигилизм, и различные шокирующие элементы.

Коллективам, которые проповедуют традиционные, но, увы, столь малопопулярные в массовой молодежной среде ценности, конкурировать с этой бедой можно только при условии создания для них исключительных, приоритетных условий.

К чести руководства министерства культуры должен отметить, что в этом году введен в действие общереспубликанский план по гастрольно-концертной деятельности, который уже дает свои положительные плоды!

 Но пришло время для глобального пересмотра подходов к национальному искусству, для еще более эффективных и ощутимых шагов по внедрению в сознание детей и молодежи стержневых принципов национального мировоззрения, уникальности нашей культуры и ценностей. Это уже идеологическая задача, требующая кропотливого и тщательного труда. Ведь, как выражаются виднейшие историки и политологи, без внятной идеологии народ обречен на прозябание у исторической обочины, что история мира многократно подтверждала.

Поэтому хочется еще раз призвать всех, от кого зависит дальнейшая судьба нашего искусства, внимательно и взвешенно продумать последствия принимаемых решений. Как бы “вместе с водой не выплеснуть ребенка”…

© Sputnik

И тяжела, и неказиста,

Тревожна доля “Песняра”…

Сокровищ, в духе Монте-Кристо,

Здесь не бывало никогда.

Зато скандалов и развалов,

Мы повидали в полный рост!

И оттого не греет слава,

И неуютен этот пост…

Хоть наши песни и любимы,

Объемны вширь и в глубину,

Но очень трудно восполнимы…

И вы не ставьте нам в вину

Отсутствие былых доходов —

Иное время на дворе!

Иной формат культурных кодов,

И за “бугром”, и на “бугре”

В почете нетрадиционный

“Эгей-парад” блестящих поп!

Куда уж нам? Лишь боль и стоны,

Няма таго, што раньш было…