Эксперты и политики в интервью DW неоднозначно оценили приостановку Евросоюзом санкций в отношении Беларуси. Однако они cчитают, что этот шаг ЕС можно расценивать как шанс для Минска на восстановление полноценного диалога с Брюсселем.
Информация о приостановке действия ограничительных мер Евросоюза в отношении Беларуси на 4 месяца, начиная с января 2016 года, была распространена в понедельник, 12 октября по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС в Люксембурге. Cообщалось также, что участники встречи подчеркнули – “санкции могут быть вновь введены в действие в любой момент в случае шагов в обратном направлении” со стороны белорусских властей.
Окно возможностей
Экс-кандидат в президенты от гражданской кампании “Говори правду” Татьяна Короткевич считает важным шагом ЕС навстречу Беларуси даже временную заморозку санкций. “Это шанс для страны и аванс властям на нормализацию отношений с Брюсселем“, – подчеркнула Короткевич. И добавила, что для Беларуси открылось окно возможностей, которым могут воспользоваться власти, если захотят развивать сбалансированную международную политику.
“Одним из главных условий отмены санкций со стороны ЕС было освобождение белорусских политзаключенных“, – напомнил глава движения “За свободу” Александр Милинкевич. По его мнению, если между Минском и Брюсселем налаживается пошаговый диалог, то ЕС должен был отреагировать на шаг белорусских властей пусть даже временной отменой ограничений.
“Конечно, важно чтобы выборы были честными и справедливыми, а политзаключенные реабилитированы, так что по большому счету персональные санкции справедливы“, – уточнил Милинкевич. Однако, по его выражению, когда существует реальная угроза потери суверенитета Беларусью вследствие сильной экономической зависимости от России, без помощи ЕС, без движения в сторону реформ страна не выживет.
Напрасные надежды
В то же время глава оппозиционной Белорусской социал-демократической партии Народная Грамада (БСДП НГ), бывший политзаключенный Николай Статкевич назвал приостановку европейских санкций “плохим сигналом”. По его мнению, ЕС пошел на уступки и принял условия Лукашенко, который отводит президентским выборам роль имитации избирательного процесса. “Выборы прошли с подтасовками, подсчет голосов был непрозрачным, в чем убедились международные наблюдатели, поэтому заморозка ограничительных мер выглядит как поощрение властей“, – заявил в интервью Статкевич.
Запрет на въезд в ЕС для 150 белорусских чиновников был скорей моральным жестом, поддержкой борьбы оппозиции за демократические ценности, полагает лидер БСДП НГ. Теперь же, как он выразился, “игры западных политиков с режимом деморализуют белорусское общество, которое утрачивает ориентиры”. Кроме того, Николай Статкевич предупредил, что ни на какие реформы Александр Лукашенко не пойдет: “Просто Россия перестала его кормить так, как прежде, и теперь он надеется на деньги Запада“.
Искренность под вопросом
Эксперт по Беларуси из берлинского Фонда “Наука и политика” Астрид Зам (Astrid Sahm) также не исключает, что Александр Лукашенко может просто попытаться имитировать перемены, тем более, что по ее мнению, желание Минска сблизиться с Западом не означает смены политической модели.
По ее словам, Запад готов к политике взаимных уступок, а Лукашенко на фоне событий на Украине сейчас заинтересован в расширении пространства для геополитического маневра насколько это возможно, так как сильно зависит от Москвы в экономическом плане.
Астрид Зам полагает, что основой для интереса Минска в сближении с Западом может быть, в том числе, и получение существенных уступок от Москвы. “Так что вопрос, насколько искренен Лукашенко, пока остается открытым, тем более, что ЕС не предложит Беларуси такого объема экономической помощи, как Россия“, – констатирует аналитик из фонда “Наука и политика”.
В свою очередь Александр Милинкевич уверен, что временная заморозка санкций – это и есть пошаговый, критический диалог, который может вести Брюссель с Минском. “Я считаю, что для будущего Беларуси это принесет больше пользы, чем вреда“, – сделал вывод глава движения “За свободу”.