Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер сомневается в том, что запланированная на среду встреча лидеров «нормандской четверки» состоится. По его словам, для проведения этой встречи нужно провести еще очень много работы. Что может помешать?
Карбалевич: Заморозить конфликт могут лишь миротворцы
По словам политолога Валерия Карбалевича, если стороны договорятся на компромиссный вариант, тогда такая встреча состоится. Иначе – нет, поскольку просто так встречаться, чтобы поговорить, смысла нет.
– Путин во время встречи с Лукашенко в Сочи подчеркнул, что встреча состоится при условии, если удастся достигнуть договоренности. То есть, к моменту объявления, что 11 февраля состоится саммит в Минске, стороны еще не договорились обо всех деталях документа, который они собираются подписать. Процесс обсуждения продолжается, – отмечает собеседник.
По мнению аналитика, рассчитывать на подписание документа о всеобъемлющем политическом урегулировании мало реально, «поскольку слишком разные позиции Украины и России».
– Но можно договориться о реальном перемирии, – считает Валерий Карбалевич. – Правда, как показал опыт перемирия, которое продолжалось с 5 сентября до конца января, без введения миротворческих сил ничего не будет, поскольку стороны все равно стреляют и не хотят отводить войска. А если ввести миротворческие силы и развести стороны на такое расстояние, чтобы они не могли стрелять, можно добиться замороженного конфликта.
Именно к этому, считает аналитик, должны стремиться стороны. Такие замороженные конфликты, например, Северный Кипр или Нагорный Карабах, существуют годами и даже десятилетиями. Что касается вопроса, кто сможет выступить в качестве миротворческих сил в нынешнем конфликте, то это, полагает собеседник, дело чисто техническое.
– Это должно происходить под эгидой ООН, возможно, ОБСЕ, это должны быть нейтральные страны, которые устраивают обе стороны конфликта. В мире столько таких стран, что если найдутся несколько государств, готовых ввести туда по батальону, это не будет серьезной проблемой. Особенно если этим делом займется ООН, – подчеркивает Валерий Карбалевич.
Чаусов: Идет «перетягивание» каната вокруг санкций
Политолог Юрий Чаусов обращает внимание на заявление Путина о предварительных условиях для проведения минской встречи.Возможно, речь шла о принимаемых министрами иностранных дел стран ЕС новых санкциях в отношении России.
– Есть риск, что именно “перетягивание каната” вокруг санкций может повлиять на то, что переговоры по урегулированию военной фазы конфликта могут и не состояться. В любом случае, это торг и борьба сторон, которыми являются отнюдь не Украина и сепаратисты, а Запад и Россия.Именно они – основные участники переговорного процесса, – отмечает эксперт.
Сможет ли встреча контактной группы с участием ОБСЕ в Минске 10 февраля благоприятно повлиять на то, чтобы в Минске состоялся саммит «нормандской» четверки?
– Безусловно, объявление о встрече высокого уровня должно благоприятствовать работе той контактной группы, последние встречи которой были малоэффективными. Сейчас задача контактной группы ОБСЕ – обеспечить подготовку почвы для политического урегулирования конфликта на техническом уровне, — считает Юрий Чаусов.
Например, если в кулуарах предметом обсуждения встречи в среду будет вывод вооруженных сил Украины с линии актуальных боестолкновений, не сентябрьской, а теперешней, то контактная группа может обсудить эти вопросы.
— С другой стороны, каких- либо значимых решений контактная группа сейчас принять не может, в том числе о ревизии минских соглашений или об их усовершенствовании. Поскольку в преддверии саммита контактная группа превращается в техническую, подготовительную группу, которая создает почву для политического урегулирования, – резюмирует Юрий Чаусов.