На прямой вопрос социологов: «Пошли бы вы лично защищать Александра Лукашенко от какой-либо угрозы?» положительный ответ дали 18,7%, а отрицательный — 62,2% (19,1% затруднились ответить).
Таковы результаты национального опроса общественного мнения, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс, Литва) в декабре 2014 года.
Почему белорусы не горят желанием защищать главу государства — об этом политолог Александр Класковский.
Отношение к власти у белорусов прагматичное
Вопрос НИСЭПИ немного провокационный, считает политолог. Ведь при ответе на него белорус включает и другие соображения, кроме известной стабильности, которую обеспечивает твердая рука, ставшая более востребованной на фоне украинских событий.
— Когда речь идет о готовности рисковать, подставлять свою голову, белорус начинает дополнительно взвешивать, — отмечает Александр Класковский.
С другой стороны, белорусы, по словам эксперта, видят, что нигде на постсоветском пространстве по большому счету нет благополучной ситуации для простого народа.
— Где-то еще более жесткие авторитарные режимы, где-то, как в ушедших в ЕС странах Балтии, тоже не достигли высот в уровне жизни. Вот почему большая часть белорусов приходит к выводу, что имеет не худший вариант, — считает эксперт.
Он обращает внимание на то, что у белорусов и в отношении происходящего в Украине двоякая позиция.
— С одной стороны, больше половины поддерживает аннексию Крыма, с другой — идея посылки миротворческих контингентов на Донбасс встретила резко отрицательное отношение среди респондентов. Когда речь идет о том, чтобы грудью выступить на защиту пусть даже официального лидера, который у значительной части населения пользуется доверием, доминирует соображение «своя рубашка ближе к телу», — констатирует политолог.
Благоприятный для белорусского лидера украинский фактор ослабевает
По прогнозам эксперта, сейчас, когда глава государства публично заявил о стремлении в зародыше ликвидировать все попытки устроить в Беларуси Майдан, к выборам 2015 года силовики будут находиться в полной боевой готовности.
— Тут надежда на вышколенных профессионалов в погонах. Недемократичные режимы всегда рассчитывают на методы подавления, основанные на жесткой дисциплине, — подчеркивает Александр Класковский.
По его мнению, сломался благоприятный для Александра Лукашенко тренд, когда весь прошлый год рейтинг главы белорусского государства рос, в первую очередь, благодаря эффекту украинских событий. Нарастание экономических и финансовых проблем в стране обострило чувствительность белорусов к тому, что творится в экономике и социальной сфере.
— Они стали больше думать про толщину своего кошелька, чем про мифические угрозы, нагнетаемые пропагандистскими страшилками: мол, благодаря только мудрому руководству у нас не свистят пули и не рвутся с наряды, что даже в написанном спичрайтерами новогоднем обращении было рельефно подчеркнуто, — отмечает эксперт.
Сейчас, когда белорусской верхушке предстоит разворачивать предвыборную кампанию, ослабевает благоприятный для ее лидера украинский фактор, считает политолог.
— Конечно, будут думать, как модернизировать набор лозунгов к президентской кампании, но выбор здесь невелик. По большому счету, стране нужны реформы. Но Лукашенко всегда делает ставку на консерватизм и вряд ли он сам ментально готов измениться. Тем более накануне выборов, — полагает Александр Класковский. – Обещать златые горы и повышение благосостояния Лукашенко также вряд ли будет, поскольку уже сейчас под влиянием гибридной девальвации скукоживается средний заработок в пересчете на доллары.
В перспективе, говорит собеседник, когда российская экономика уходит в глубокую рецессию, белорусской экономике тоже «не светят сияющие вершины». Независимые экономисты прогнозируют, что белорусская экономика в следующем году упадет на 1-2%.
Как отмечает Александр Класковский, накануне выборов, белорусские власти, с одной стороны, будут выжимать остаток ресурса лозунга «там война, а у нас мир» и делать акценты на лозунги дисциплины, порядка, жесточайшего спроса с чиновников.