выделили несколько сотрудников ДПС, которые помогают инженерам принимать экзамен на площадке, изменили график работы – вместо 8-часового рабочего дня (с 8 до 17 с перерывом на обед) стали экзаменовать выпускников автошкол с 7 утра “до последнего желающего” без обеда. Сейчас в очереди около экзаменационного отдела – единичные будущие водители.
AUTO.TUT.BY приехал к МЭО ГАИ через неделю после последнего визита, итогом которого стал проблемный репортаж. Здесь, в живой очереди тех, кто не сдал город с первого раза, по-прежнему пишут списки – только сегодня в 8.30 утра здесь не сотня человек, а всего 26. “В машину, четыре человека, один за руль, остальные в следующую“, – командует инструктор, и мы отправляемся вместе с курсантами в очередной экзаменационный заезд. Рядом со мной – два парня и девушка, они пытаются сдать город далеко не впервые – мужчины пробовали дважды, не считая сдачи с группой, девушка Катя сдает в 8-й раз.
Поведение мужчин – потенциальных водителей на дороге вызывает как минимум недоумение: они очевидно не понимают, где на дороге перекресток, а где – переход, почему здесь нельзя разворачиваться, в какой полосе движения едет машина – потому что она движется ровно между полосами, зачем снимать ручник перед тем, как тронуться, и почему возмущенно сигналит водитель кроссовера в третьей полосе, перед которым внезапно решает развернуться курсант из первой.
Екатерина за рулем выглядит достойно – любому опытному водителю видно, что девушка, по крайней мере в отличие от своих коллег, понимает, как включаются передачи и что такое регулируемый, а что – обозначенный перекресток. В ходе экзамена допускает несколько погрешностей, но заслуженно его сдает. Что интересно, автошколу Катя закончила еще в начале 2011 года, и после нескольких неудачных попыток сдать на права стала брать дополнительные занятия: “Училась с частным инструктором на Peugeot 206, реально очень помогло. Человек занимался только мной, я сама была настроена не просто сдать, а действительно научиться ездить“. Девушка радостно прощается с нами, пообещав экзаменатору, что пока будет ездить под присмотром мужа – насторожило лишь то, что по ее словам, “он сам недавно получил права – с 10-го раза“.
Инженер на обратном пути меланхолично пробормотал: “Будет ездить, по ней видно, старается. Мог бы – поставил бы ей экзамен только за то, что на маршруте развернулась на регулируемом перекрестке, как было сказано, – остальные лезут на регулируемый пешеходный переход…“
“Поклацают по кнопкам – сдал. А в город выезжают – батюшки, да он же не понимает, что такое перекресток!”
Заместитель начальника МЭО ГАИ Минска Владимир Свиридович честно и эмоционально признается, что у него “волосы на голове дыбом встают от того, как они сейчас сдают!“. Такого плачевного уровня подготовки будущих водителей, как сегодня, по его словам не было никогда: “Наверное, даже когда в 70-е годы сдавали экстерном, вообще без организованного обучения, было не так плохо“. Его слова подтверждает сухая статистика: в первые полгода 2014-го средний общегородской показатель неудовлетворительной сдачи с первого раза – более 72%! Даже в лучших (исходя из результатов) автошколах Минска с первого раза вождение не сдают в среднем 30 из 100 курсантов.
– С теорией таких проблем нет. Вы уже меня простите, но заставить заучить диски с программами или билеты можно и обезьяну! Вот и приходят, выдрессированные в автошколе на тупое запоминание компьютера, поклацают по кнопкам – сдал. А в город выезжают – батюшки, да он же на полном серьезе не понимает, что такое регулируемый перекресток! Он на полном серьезе на скорости втыкает 1 передачу после 4-й, а потом пишет жалобы: то машины плохие, то инженер придирается – мол, меня в автошколе инструктор вообще не так учил!
С инструкторами, кстати, отдельная интересная история: Владимир Филиппович рассказывает, что буквально недавно, утомившись слушать жалобы на то, что “нас не так учили”, сотрудники ГАИ предложили руководителям автошкол протестировать на знание ПДД их инструкторов.
– Многие сразу руками замахали – нет, нет, без нас. Ну ладно, заставить-то мы их не можем: сами понимают, что будут к ним вопросы. Некоторые согласились. Посадили мы инструкторов – и впору заплакать: они отвечают на 2 теоретических вопроса из 10 – и на оба неправильно. Все, понимаете? Ну почти все. Чему этот инструктор научит курсанта?.. Так я понимаю теперь, почему переход от перекрестка не отличают!
“Зачем платить частнику 300 тысяч в час, если можно за 15 в ГАИ на экзамене практиковаться? А вдруг еще на авось и сдаст?”
Что удивительно, говорит Свиридович, большинство сдающих склонны винить в неудачах кого угодно – машину, инженера-экзаменатора, огульно всю ГАИ с ее “придирками, глупыми знаками и кривыми дорогами” – только не себя и не свою автошколу: “И у них совершенно нет стимула научиться“.
Проблема лишь в том, что, если не смогла научить автошкола, то приходится искать кого-то другого – за деньги, разумеется. Час частной практики стоит от 150 до 300 тысяч на машине инструктора – эти тарифы никто ни от кого не скрывает. А если лишних денег нет?
– А вот если нет или их жалко, идут сюда: пересдача в ГАИ стоит 15 тысяч, ходи хоть каждые 6 дней, стой в очереди и “пробуй”. То есть парадоксальная ситуация: они заплатили автошколе кучу денег, на выходе получили ноль, а тут пробуют на авось проскочить. Впечатление, что попрактиковаться в вождении на экзамен ходят – у некоторых другой возможности порулить нет. Вот вам и огромные очереди, особенно в традиционно пиковые – июнь, июль – месяцы!
Над предположением курсантов, что их “намеренно валят”, Владимир Свиридович невесело смеется: “А зачем мне их валить? Чтобы они еще 10 раз приходили? Мы и так принимаем 900 (!!!) человеко-экзаменов в день! Думаете, у таких неподготовленных экзамены принимать – радость большая? Да инженерам за себя страшно в этих машинах!“
А вот что принимают строго, да, сотрудник ГАИ признает. И говорит, что по-другому не будет.
– Автошколе все равно, поймите! Она с них деньги пособирала, сделала вид, что поучила, бумажки [сертификаты] повыписывала, а потом нам отдала. Все, с них спроса нет. А когда они [молодые водители] бьются и убиваются, это наша беда. ГАИ и родителей, а не инструктора автошколы, который правил не знает и учит левой рукой.
“Хотят по предварительной записи – будем по предварительной только работать. Но записываться нужно будет лично, как сейчас”
Владимир Свиридович говорит, что в ГАИ Минска сейчас обсуждается возможность вообще отказаться от практики приема экзаменов по живой очереди.
– Сейчас есть предварительная запись – по ней мы можем принять 100 человек в день. Время ожидания следующей попытки может, конечно, увеличиться, тут уже каждые 6 дней не походишь, – в зависимости от ажиотажа может быть и две, и три недели (18 июля, в день подготовки материала, будущих водителей записывали на следующую попытку на 29-е число. – Прим. Ред.). Но ты используй это время с толком, подготовься, а не ходи на авось! В некоторых европейских странах между попытками дается вообще полгода – именно на подготовку, и это правильно.
Автоматизировать предварительную запись, по его словам, пока невозможно по объективным причинам: “Сотруднику нужно видеть документы – что человек, например, записывается на город, сдав площадку и ПДД. Или на площадку – точно сдав теорию“. Потому что в ГАИ уже пробовали записывать по телефону и очень быстро отказались от этой идеи: “Столько путаницы было, столько хитрили!“
В ГАИ говорят, что регулярно сообщают о плачевном уровне подготовки водителей и в сами автошколы, и вышестоящие “Белтехосмотр” и Минтранс. Но реакции нет. Сама же Госавтоинспекция не уполномочена вмешиваться в дела этих структур, говорит Владимир Свиридович.
– Когда-то у нас было право контролировать подготовку водителей в автошколах – и этого боялись, ответственно подходили и к посещениям, и к внутренним экзаменам и зачетам. И результаты были другие. А сейчас мне за них – курсантов – страшно. И за других водителей тоже.