Первых президент обещал отпустить, а вторых – впустить. Но не всех, а избирательно.
От обеих «провинившихся» групп ждут одного и того же: осознать собственную неправоту, раскаяться, встать на путь исправления.
В отношении послов фильтрующие критерии прямо не озвучивались. Сказано было только, что «это уж мы посмотрим, каким образом они будут возвращаться в Беларусь», «каждого посла будем персонально рассматривать». Не в том смысле «посмотрим», тут же пояснил Лукашенко, что он персонально будет решать этот вопрос: «хочет – не хочет, пустит – не пустит». И препятствовать их возвращению вроде бы не собираются. Однако о том, кем и каким образом всё-таки будет разрешаться дипломатический конфликт, ничего внятного президентом сказано не было.
Точки над «і» в позиции официального Минска попытался расставить министр иностранных дел Беларуси. С одной стороны, поскольку отъезд послов был инициативой Евросоюза, там и должны решать, как и когда им возвращаться, считает Сергей Мартынов. Поэтому в белорусском министерстве могут только пожать плечами в ответ на предложения Евросоюза вернуть послов. Типа, мы-то здесь причём. Но с другой – «надо сделать так, чтобы это было осмысленно и понятно людям». И чтобы после возвращения никаких больше санкций!
Белорусские власти пытаются представить отъезд послов капризом Евросоюза, шагом безосновательным и неадекватным, а возвращение – привилегией, которую надо заслужить хорошим поведением. Словно белорусской стороне абсолютно неважно, вернутся послы или нет, а в разрешении дипломатического конфликта заинтересована исключительно Европа.
Что касается политзаключённых, то их, по словам Александра Лукашенко, у нас нет, но решение об освобождении кое-кого из них будет принято «в ближайшее время». Президент заявил о готовности помиловать тех, чьё прошение о помиловании было искренним.
В своей речи он отметил некие оппозиционные СМИ, которые правильно говорят, что «на Лукашенко давить бесперспективно». Правда, он сразу же отметил: «дальше говорят неправильно – что если на Лукашенко давить, то он сделает наоборот». Это президент назвал «полной чушью», поскольку он якобы всегда поступает так, как велит ему Конституция, а вовсе не исходя из личных амбиций.
И тем не менее: «Надо вести себя поприличнее, когда ты что-то просишь, тем более, если ты требуешь или чего-то просишь от президента. Не надо тут с палками ходить и, грубо говоря, стучать в окно». По всей видимости, стук палок в окно то ли отвлекает президента от Конституции, то ли пробуждает-таки личные амбиции.
Лукашенко дал поручение проверить, написали ли помилование те, кто его писал,
по своей воле, или их заставили. И ему уже будто бы представлена информация, в том числе видеозаписи, где неназванные политзаключённые «открыто и честно» говорят: «Это была наша воля».
Раз они «в конце концов осознали пагубность своей позиции и политики в отношении собственного государства», то могут выйти на свободу с чистой совестью. А кто пагубность своей позиции и политики не осознал – «пусть сидят».