В комментарии для Радыё Свабода правозащитник сказал,что направлялся в Вильнюс по личным делам вместе с женой и двумя детьми. На пропускном пункте «Каменный Лог», откуда на этой неделе пришлось возвратиться восвояси ряду оппозиционных политиков, Валентину сообщили, что ему лично выезд запрещён. За разъяснениями предложили обратиться в отдел по гражданству и миграции.
Лебедько, Калякин и Корнеенко, перед которыми тем же образом ранее опустился «железный занавес», пошли другим путём. Обогнув зачарованный «Каменный Лог», они всё-таки попали в Литву на торжества по случаю Дня восстановления независимости, куда были приглашены.
Вот как объяснил Анатолий Лебедько своё «непослушание»:
– Наш выезд – это форма протеста и возобновление действия норм Конституции, гарантирующих право на свободу передвижения. Список политических невыездных – это антиконституционное решение белорусских властей.
О существовании такого списка, официально опровергаемом МИДом, давно ходят слухи. Будто бы в нём фигурируют 108 фамилий гражданских активистов и правозащитников.
Однако некоторые оппозиционные политики беспрепятственно проходят через зачарованный «Каменный Лог». Так, не возникло проблем при его пересечении у руководителей партии БНФ Алексея Янукевича и Григория Костусёва, представителей движения «За Свабоду!» Юрия Губаревича и Алексея Ковальца.
По мнению лидера ОГП, власть таким образом пытается «вбить клин» в оппозицию: мол, одним на границе – зелёный свет, другим – красный.
Сегодня же шесть часов продержали на пограничном пункте «Котловка» Никиту Лиховида и его мать. Елена Лиховид сообщила Радыё Свабода, что начальник отказался документально фиксировать причину особой проверки и что-либо объяснять на словах. Только сотрудница, которая проводила личный досмотр Никиты, задала ему риторический вопрос: «Кому же ты так перешёл дорогу парень?»
Таинственность и труднообъяснимость происходящего невольно навевает мысли о колдовстве, чародействе и прочих паранормальных, непознанных явлениях.